Шинный концерн Pirelli окончательно закрепился в России

летние шиныСовместное предприятие (СП) госкорпорации «Ростех» (бывшие «Ростехнологии») и итальянского шинного гиганта Pirelli ввело в эксплуатацию новую производственную линию по изготовлению шин премиум-сегмента на Воронежском шинном заводе (ВШЗ). Инвестиции в этот проект составили 56 млн евро. До конца года в цехе «Воронеж-2» на ВШЗ будет произведено свыше 2 млн высококачественных премиальных шин, в том числе зимних, а в 2014 году итальянцы планируют вывести воронежский завод на проектную мощность в 4 млн шин в год. Для этого до 2015 года Pirelli вложит в ВШЗ еще 44 млн евро.

«Для "Ростеха" этот проект является весьма значимым. Богатый опыт и технологии наших иностранных коллег будут способствовать быстрому перевооружению предприятия и позволят производить шины мирового класса. Нам удалось привлечь иностранного партнера и фактически возродить воронежское предприятие, переоборудовав его по высочайшим мировым стандартам. Благодаря этому будут не только сохранены существующие рабочие места, но и созданы новые», – подчеркнул на церемонии запуска в эксплуатацию линии на ВШЗ генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов. «Для Pirelli Россия является одним из важнейших стратегических рынков. Модернизация Воронежского шинного завода – прекрасный пример нашего сотрудничества с российскими партнерами. Мы намерены не только производить в России шины премиум-сегмента мирового уровня, отвечающие запросам российского потребителя, но и создать на базе Воронежского шинного завода крупный логистический центр, через который будут осуществляться поставки на российский и зарубежный рынки», – поддержал его председатель правления и главный исполнительный директор Pirelli & C. S.p.a. Марко Тронкетти Провера. «Совместный проект Pirelli и "Ростеха", успешно осуществляемый в Воронеже, – это показатель того, что у российских регионов есть огромный экономический потенциал, который необходимо использовать для привлечения иностранных инвесторов», – заявил министр промышленности и торговли России Денис Мантуров.

«До прихода "Ростеха" предприятие находилось в критическом состоянии, производство было почти остановлено, началась процедура банкротства. "Ростеху" удалось реструктурировать задолженность предприятия, сохранить конкурентоспособность производства и рабочие места. Корпорация привлекла в качестве стратегического партнера одного из крупнейших в мире производителей шин Pirelli. Это хороший пример синергии между российскими промышленными компаниями и международными игроками, заинтересованными во вложениях в нашу экономику», – оценила нынешние события вице-президент Сбербанка Светлана Сагайдак (этот банк являлся одним из крупнейших кредиторов шинного холдинга Amtel, куда входил ВШЗ, и очень хотел получить назад свои деньги, выданные Amtel еще семь лет назад под покупку оборудования для «Воронежа-2»). «Воронежский шинный завод – предприятие повышенной социальной и экономической значимости для Воронежской области. Мы рады тому, что в регионы приходит крупный международный бизнес, и готовы оказывать ему всяческую поддержку», – торжественно заявил губернатор Воронежской области Алексей Гордеев.

Таким образом, если отвлечься от официальной патетики, то с запуском «Воронежа-2» на Воронежском шинном заводе российские автомобилисты получают шины премиум-класса, сделанные по итальянским технологиям в России, бюджеты всех уровней получают налоги от запущенного в эксплуатацию производства, которое несколько лет простаивало, а Pirelli – огромную булку с маслом в виде шинного завода, точнее – двух, которые считались одними из лучших в российской шинной отрасли, и достаточно весомый рынок сбыта своей продукции.

Дело в том, что до последнего времени доля Pirelli в объеме российского шинного рынка не превышала 2-3%. То есть итальянцы продавали здесь не более 1 млн летних шин в год. И это их очень задевало, поскольку, с одной стороны, в России, несмотря на мировой кризис, продолжается быстрый рост числа автомобилей, обутых в покрышки премиум-класса, на производстве которых исторически специализируется Pirelli. С другой стороны, с 2004 года в нашей стране, как грибы, начали «с нуля» расти шинные заводы Nokian, Michelin, Continental, Yokohama, Goodyear и Continental. И итальянские шинники поначалу тоже решили пойти по такому же пути, как и их мировые конкуренты, – построить в России за 250 млн евро новый шинный завод в чистом поле возле знакомого им города Тольятти в Самарской области мощностью 4,2 млн шин в год. Однако этот завод так и остался на бумаге, поскольку в 2010-2012 годах совместному предприятию Pirelli и госкорпорации «Ростехнологии» подвернулась возможность за 222 млн евро купить сразу два уже готовых шинных завода в России – Кировский и Воронежский.

Эти два завода в свое время вошли в шинный холдинг Amtel-Vredestein (AV) Судхира Гупты и на тот момент считались одними из лучших шинных заводов страны. Оборудование цеха «Воронеж-2» (именно он на днях был запущен в эксплуатацию), купленное на деньги Сбербанка, и вовсе не уступало мировым аналогам. Но Гупта не рассчитал своих возможностей, и AV сначала попытался слиться с шинной «дочкой» СИБУРа – «СИБУР – Русские шины» (СРШ), а когда это не удалось – пошел на банкротство своих активов в России. Но топ-менеджмент СРШ продолжал стремиться к созданию крупной шинной отечественной компании, которая могла бы на равных конкурировать с мировыми шинными игроками. И это ему почти удалось, когда летом 2010 года СИБУР обрел контроль над долгами Amtel-Vredestein, а значит, фактически над Воронежским и Кировским шинными заводами.

Однако мечтам этим было сбыться не суждено. Осенью того же года было объявлено, что оба этих завода СИБУР уступает СП Pirelli–«Ростехнологии». Сделка по продаже Кировского завода была закрыта в декабре 2011 года, сделка по продаже Воронежского завода – в начале 2012 года. Сам «СИБУР – Русские шины» год назад был продан топ-менеджменту шинной «дочки» СИБУРа.

Таким образом, СИБУР избавился от активов, которые считал для себя непрофильными, а за 422 млн евро (222 млн евро – на покупку и 200 млн евро – на модернизацию двух заводов по стандартам Pirelli) у итальянских шинников в России открылись чудесные перспективы. Отечественные игроки – «Нижнекамскшина» и СРШ – полноценно конкурировать с российской продукцией премиум-класса Pirelli вряд ли смогут по причине недостатка необходимых технологий, поэтому сосредоточатся на выпуске продукции субпремиального и экономкласса. Зарубежным конкурентам итальянцев в России придется несладко, потому что совокупная мощность Воронежского и Кировского заводов – более 10 млн шин в год. Поэтому к 2015 году объем продаж Pirelli Tyre Russia прогнозируется на уровне 500 млн евро в год. Часть итальянских шин, сделанных в России, будет экспортироваться. Вот такая нехитрая арифметика.

{jcomments on}